PolymerUpack собирает производителей полимерных упаковочных материалов

Вторая промышленно-экономическая конференция «Полимерная упаковка в России – PolymerUpack» состоялась в Москве 16 июня. Участие в мероприятии приняли представители крупнейших сырьевых компаний, производители упаковочных материалов, специалисты по вторпереработке пластиков, отраслевые эксперты. В этом году конференция объединила более 70 участников, которые смогли обсудить наиболее актуальные вопросы отрасли полимерной тары и упаковки.

Участники конференции «Полимерная упаковка в России - PolymerUpack», организованной Российским Союзом химиков, отмечают, что сегмент полимерной тары и упаковки, оставаясь относительно молодым на рынке упаковочных материалов, продолжает расширяться, вопреки спаду в перерабатывающих отраслях. По самым оптимистичным прогнозам, к 2030 году на производство полимерной упаковочной продукции будет расходоваться 39% запланированного к выпуску в стране полипропилена и 36% - полиэтилена.

Предвидя высокие показатели роста, российские производители сырья продолжают инвестировать в проекты, ориентированные уже не столько на количественные показатели, сколько на возможности ассортиментного ряда. Подобную работу проводят Томскнефтехим, Ставролен, Уфаоргсинтез, Нижнекамскнефтехим.

На долю НКНХ, согласно данным за 2015 год, пришлось 73,4% в общероссийской структуре производства сополимеров пропилена. Доля выпуска блок-сополимеров и стат-сополимеров в товарной корзине за последние несколько лет увеличилась с 58 до 84%. Как отметил на конференции, организованной РСХ, заместитель коммерческого директора компании Марат Фатыхов, на достигнутых результатах «Нижнекамскнефтехим» останавливаться не собирается. Только в течение 2016 года предполагается протестировать несколько новых марок полипропилена, в числе которых – блоксополимер с высоким содержанием этиленовых звеньев. 

Параллельно компания продолжает наращивать поставки линейного полиэтилена, который широко применяется при производстве стрейтч-пленок. Запланированный на лето запуск производства альфа-олефинов позволит НКНХ уже в 2016 году выйти на показатель выпуска в 70 тыс. тонн, дозагрузить мощности переработчиков.

В то же время зам председателя Объединения переработчиков пластмасс Всеволод Абрамов отмечает, что марочный ассортимент полимеров, выпускаемых крупнейшими российскими компаниями, пока не способен в полной мере удовлетворить потребности  производителей упаковки для пищевой продукции. «Требования к полимерным материалам для упаковки пищевых продуктов достаточно высокие. Особенно стоит отметить адгезионные свойства, уровень мутности, количество включений. Вот, эти вопросы пока решаются у нас недостаточно хорошо», - убежден эксперт  ассоциации.

По словам Дмитрия Карпова, главный инженер УК «Камские поляны», рынок пленок, в том числе за счет планируемого сырьевого прироста, продолжит расширяться в России и за ее пределами. Только в 2013 году, объемы внутреннего потребления стрейтч-пленок составляли 165 тыс. тонн. Внутреннее производство обеспечивало рынок 125 тыс. тонн. На текущий момент установленная мощность всех предприятий, работающих в данном сегменте, достигает 164 тыс. тонн.

Представитель «Камских Полян» убежден, что тенденция к уменьшению толщин пленок с сохранением их прочностных свойств продолжит превалировать в сегменте пленочной упаковки. Развитие получат технологии производства предрастянутых и стрейтч-худ пленок, многослойных пленок. 

Высокий потенциал для роста, как отметила Анна Даутова, директор торгового дома «Пластик», выступая на конференции «Полимерная упаковка в России», имеет также упаковка из полистирола. Совокупный объем рынка, в случае полного перехода на ПСВ, может достигать 726 тыс. тонн.  Реально достижимый показатель для ближайших лет – 72,6 тыс. тонн. В случае, если будет задействовано всего лишь 3% от потенциала, рынок получит почти двукратное увеличение - с сегодняшних 13,8 до 21,8 тыс. тонн в год.

Основным побудительным мотивом для более широкого применения полистирольной упаковки должно стать стремление игроков продуктового рынка сократить потери от порчи товаров при перевозке и хранении. Упаковка из ПСВ, оснащенная хладагентами, позволяет поддерживать стабильно низкие температуры, что необходимо при транспортировке скоропортящихся продуктов.

Не менее перспективной остается уже хорошо зарекомендовавшая себя ПЭТ-тары, в которую разливается питьевая вода, соки, газированные напитки, молочная и алкогольная продукция. По оценкам Ассоциации производителей и переработчиков полиэтилентерефталата, в 2015 году на долю бутилированной воды в общем объеме потребления ПЭТ-тары приходилось около 28%. Спрос со стороны данного сегмента продолжает планомерно увеличиваться, начиная с 2010 года. Высокий уровень потребления ПЭТ-тары наблюдается со стороны производителей газированных напитков. В прошлом году на их долю пришлось порядка 25% от совокупного объема закупок тары из полиэтилентерефталата. Перспективы роста видятся также за счет производств молочной продукции, косметики и бытовой химии. В данных сегментах повышается число российских компаний, которые пока по тоннажу уступают производствам напитков.

Емкость российского рынка упаковки оценивается его участниками в 700 млрд рублей, примерно 46% из них приходится на долю полимеров. Прогнозы на краткосрочную перспективу отраслевые эксперты предпочитают давать с осторожностью, напоминая о законодательных новациях, которые со следующего года ограничивает использование пластиковой тары для розлива алкогольной продукции. Участники рынка сходятся во мнении, что сам факт появления таких запретительных норм настораживает, хотя и не несет существенной угрозы для всего сегмента полимерной тары и упаковки, упомянутой в Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года.