Гендиректор УК «Уралхиммаша» Тамара Кобаладзе рассказала журналистам о реальной ситуации в химическом машиностроении России


Несмотря на уход зарубежных производителей, тепличных условий нет, конкуренция остается большой. Об этой стороне и о многих специфичных тенденциях в ключевой отрасли промышленности руководитель одного из ведущих российских производителей оборудования для газовой, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей, а также атомной и традиционной энергетики говорила честно и со знанием дела. 

    В 2023-ом году «Уралхиммаш» ускорил модернизацию и расширение производственных мощностей, сосредоточившись на выпуске импортозамещающей продукции. Во многом за счет этого удалось добиться роста выручки. В текущем году планируется увеличить инвестиции в обновление производства, расширить присутствие на зарубежных рынках. О том, как предприятие адаптировалось к нынешним реалиям, с какими вызовами сталкивается  читайте в этом интервью. 

Tamara.jpg

- Тамара Давидовна, c какими финансовыми и производственными результатами предприятие завершило 2023 год?

- Мы провели 2023 год под знаком трансформации. Пришлось оставить в прошлом процессы, которые "исторически сложились", найдя им современную альтернативу. Пересмотреть большинство аспектов деятельности, изменить подходы, оценки, привычки. Это дало свои результаты. Товарный выпуск продукции в 2023 году по сравнению с предыдущим годом вырос в 1,5 раза. По итогам 2023 года мы ожидаем выручку около 13 млрд рублей, что также почти в 1,5 раза превышает показатель 2022 года. EBITDA вырастет примерно в два раза и составит около 2 млрд рублей. При этом заключенный нами объем контрактов в 2023 году обеспечивает существенную часть загрузки производства на текущий год.

- Подводя итоги 2023 года, какие тенденции в промышленной сфере вы можете выделить?

- Большинство российских производителей нефтегазового и химического оборудования восприняли антироссийские санкции как возможность занять ниши, в которых ранее в основном были представлены иностранные поставщики. Соответственно, отечественные машиностроители направили усилия на модернизацию и расширение производственных мощностей. Другим трендом в машиностроении в ответ на санкционную политику зарубежных стран стало импортозамещение. Здесь "Уралхиммаш" для себя видит два направления развития. Первое - это запуск производства и увеличение объемов выпуска прямых аналогов зарубежной продукции. Второй путь - создание новых продуктов, конкурентоспособных на глобальном рынке. Планируем работать сразу по этим двум направлениям.

    Реализуем программу развития производственных мощностей, особое внимание уделяем выстраиванию производственных цепочек. Ищем варианты кооперации. К примеру, на днях презентовали главе Татарстана Рустаму Минниханову новые решения в имортозамещении. Мы подчеркнули, что открыты к развитию производственной кооперации с предприятиями республики. Ранее уже был опыт сотрудничества с Татарстаном, в частности оборудование «Уралхиммаша» эксплуатируется на «ТАНЭКО» , «Татнефти», «Нижнекамскнефтехима» .

- Что помогает «Уралхиммашу» преодолеть препятствия при налаживании выпуска импортозамещающей продукции?

- Это скорее комплекс мер. С одной стороны - активное взаимодействие с заказчиками, к примеру, в химической отрасли. В минувшем году мы получили много запросов от партнеров, в том числе на изготовление импортозамещающей продукции, и совместно ведем работу над техническими решениями. Тепличных условий нам никто не предлагает. Конкуренция существует постоянно, в том числе с новыми поставщиками из дружественных стран. Примером импортозамещенного продукта стал реактор, изготовленный в конце прошлого года по заказу АО "Газпромнефть-ОНПЗ". Мы первыми в России спроектировали новый продукт на основании документации иностранного лицензиара и в короткие сроки его изготовили.

    Уход иностранных лицензиаров сказался на нефтяной отрасли. Многие предприятия столкнулись с тем, что их нормативная документация перестала в полной мере отвечать специфике оборудования. Чтобы помочь российским машиностроителям преодолеть лицензионные барьеры и упростить процедуры прохождения квалификационной оценки у иностранных лицензиаров и ЕРС-подрядчиков, был создан АНО "Институт технологических инициатив" (ИНТИ).

   В 2023 году "Уралхиммаш" участвовал в разработке некоторых стандартов, прошел оценку соответствия стандартам ИНТИ и получил право на использование соответствующей монограммы организации. Другой мерой повышения конкурентоспособности, как и у многих наших коллег "по цеху", стало повышение производительности труда. Наше предприятие с 2022 года является участником нацпроекта "Производительность труда", в результате производительность труда выросла на 40%, производственный процесс ускорился на четверть, а объем незавершенной продукции сократился почти на 70%.

- Считается, что цифровизация производственных процессов превратилась для многих предприятий из конкурентного преимущества в одно из условий выживания на рынке. Согласны ли вы с этим? И какие процессы "Уралхиммаш" решил "оцифровать" в первую очередь?

- В условиях санкций возник ряд рисков и ограничений, связанных с программным обеспечением, поэтому мы активно переходим на отечественные решения. Сейчас реализуем проект перевода системы документооборота на отечественную платформу. Это стратегически важное направление цифрового развития завода, которое позволит создать глобальную систему управления электронным документооборотом и бизнес-процессами, обрабатывать большие объемы данных. Вопрос цифровизации для нас стратегический. В ближайшее время мы планируем внедрять ERP систему, которая позволит вывести на новый уровень управление бизнес-процессами компании.

- В Свердловской области, как и во многих других регионах России, наблюдается дефицит кадров на промышленных предприятиях. Как эта проблема решается на "Уралхиммаше"?

- Кадровый вопрос действительно стоит остро, без решения этой проблемы невозможно развиваться. Задачи по импортозамещению требуют подготовки специалистов с новыми компетенциями. Для этого мы уже начали расширять партнерские отношения с профильными образовательными учреждениями.

Так, в сентябре "Уралхиммаш" и министерство образования Свердловской области подписали соглашение об участии завода в федеральном проекте "Профессионалитет". Наши сотрудники подготовят теоретическую базу для студентов Екатеринбургского промышленно-технологического техникума имени В.М. Курочкина. Следующий шаг тоже уже сделан - организован процесс производственной практики на территории "Уралхиммаша", где наставники обучают студентов прикладным навыкам и погружают в профессию.

Кроме того, уже в феврале 2024 года на собственной площадке завода откроется наш собственный центр развития персонала. Он займется обучением дополнительной профессии, переквалификацией и в целом обеспечением предприятия высококвалифицированным персоналом.

- Планирует ли "Уралхиммаш" расширять продуктовую линейку?

- Мы рассчитываем возродить целый ряд продуктов, выпуск которых прекратился несколько десятилетий назад. На это есть несколько причин: изменение потребностей внутреннего и внешнего рынка, запросы якорных и потенциальных заказчиков, участие завода в программе импортозамещения.

К нам обратились предприятия "ГИАП", "АКРОН", "УралХим", "ЕвроХим", а также белорусские заводы "НАФТАН" и "Гродноазот", хотя с последнего их заказа на "Уралхиммаше" прошло более 20 лет. Сейчас им вновь необходимо оборудование для производства минеральных удобрений, электролизные установки для получения водорода.

Кроме того, недавно мы получили запрос на изготовление отжимных и сушильных машин от наших давних партнеров - "СИБУР Холдинг" и АО "Омский каучук". Такое оборудование "Уралхиммаш" поставлял этим предприятиям в середине 2000-х годов, затем рынок заняли иностранные компании, и вот наш "звездный час" снова настал.

Нам было бы интересно развивать сотрудничество с "СИБУР Холдингом" как якорным заказчиком "Уралхиммаша", так как именно за ним правительство РФ закрепило развитие технологического направления по оборудованию для нефтегазохимии.

- Что нужно для того, чтобы предприятие вновь переключилось на выпуск этой продукции?

- С технической точки зрения возобновление такого производства не потребует радикального переоснащения, всем основным завод обеспечен. Тем не менее, нам предстоит в ограниченные сроки сделать рывок в развитии компетенций по конструкторской и технологической подготовке производства для отдельных специальных видов технологических операций. Кроме того, завод должен получить целый набор лицензий.

- Планируется ли расширять линейку за счёт вывода на рынок совершенно новых для завода продуктов?

- Запрос такой есть. Нашим заказчикам нужны, к примеру, аппараты закалки газа в процессе пиролиза, а это уже абсолютно новое для нас направление. Мы рассчитываем получить господдержку на создание такого производства, если долгосрочные объемы заказов подтвердятся и организация нового производства будет экономически оправдана. Другой пример: сейчас есть спрос на емкости с динамическим оборудованием, и мы активно ищем партнеров для глубокой кооперации, чтобы комплексно поставлять готовые решения рынку.

Потенциал проектов для химической отрасли на 2024 год мы оцениваем в 16 млрд рублей. Затраты на НИОКР по созданию новых продуктовых линеек могут составить десятки миллионов рублей, и это без оценки CAPEX. Соответственно, развитие данных проектов напрямую зависит от конкретизации потребности в определенной продукции, заключения соглашений с заказчиками, условий программ господдержки.

Для азотной промышленности планируется изготовление оборудования для агрегатов аммиака и карбамида, их мы не производили уже 20 лет. То есть это возрождение востребованной ранее продукции.

Развитие всех перечисленных направлений перспективно для увеличения выручки "Уралхиммаша", расширения рынков сбыта, получения дополнительных возможностей для развития компетенций персонала.

- Какие инвестиционные проекты предприятие начало реализовывать в 2023 году?

- В 2023 году "Уралхиммаш" начал проработку нескольких крупных проектов по модернизации оборудования. Так, в котельно-заготовительном цехе появились установка лазерной резки металла и трехвалковая вальцовочная машина.

Благодаря установке лазерной резки металла у предприятия теперь есть техническая возможность освоить лазерную технологию раскроя металла. Это позволит нам добиться более качественной кромки, значительного увеличения скорости резки, автоматизации процесса и снижения затрат на выпуск продукции.

С помощью новых вальцов мы сможем увеличить мощность нашего удмуртского производственного подразделения в городе Глазов в части изготовления корпусных обечаек. Эта машина позволит сократить цикл изготовления оборудования, повысить его качество. На самом деле, это долгожданное устройство, потому что на данный момент вальцовку корпусных обечаек на заводе выполняют на единственных вальцах, которые были введены в эксплуатацию в 2012 году.

Кроме того, в прошлом году мы завершили ранее начатые проекты. В частности, обустроили участок термической обработки в котельно-заготовительном цехе, ввели в эксплуатацию установку автоматической зачистки днищ в цехе N16. Ожидаем снижения трудоемкости изготовления сосудов и аппаратов и сокращения ручного труда.

Также в цехе аппаратов высокого давления мы запустили установку электрошлаковой сварки. Она должна повлиять на сокращение трудоемкости изготовления продукции и улучшение качества сварных соединений.

Мы стремимся к увеличению скорости работы наших станков, планируем долгосрочную модернизацию оборудования и ищем партнёров в этом направлении.

- Продолжается ли на предприятии техническое перевооружение?

- Да, мы увеличиваем количество сборочно-сварочных постов в цехах. Еще в прошлом году закупили сварочные и аргоно-дуговые аппараты, сварочные тракторы, частично - аппараты воздушно-плазменной резки. В начале этого года ждем поставку вальцов для цеха аппаратов высокого давления и четырехвалковой листогибочной машины, которую можно сравнить с Ferrari среди вальцевых станков.

- В какую сумму оценивается общая стоимость вложений, которые были направлены на модернизацию производства?

- В 2023 году в развитие мощностей завода было инвестировано почти полмиллиарда рублей.

- На ваш взгляд, что требуется от отечественных машиностроителей для дальнейшего технологического рывка?

- Особую роль начинают играть технологические партнерства. К примеру, одной из задач нефтегазовой отрасли России является снижение затрат на производство нефти и газа. А для развития технологий необходима консолидация усилий государства, бизнеса, науки и производителей.

Пример такого партнерства уже есть: "Уралхиммаш" и технологический центр "Газпромнефть - Промышленные инновации" договорились о создании оборудования для новых технологий нефтепереработки и нефтехимии, подписано соответствующее соглашение. Предполагается, что "Газпромнефть - Промышленные инновации" обеспечит разработку новых технологий, а "Уралхиммаш" - оборудования. Это позволит создавать решения для лицензирования технологий и оборудования для нефтепереработки и в результате обеспечить нефтегазовую отрасль собственными технологиями.

- Какие еще задачи на ближайшую перспективу стоят перед промышленниками?

- Прежде всего, необходимо активизировать внедрение единой системы сертификации и стандартизации для работы на предприятиях нефтегазового сектора. На координационном совете по импортозамещению нефтегазового оборудования, созданном на площадке правительства РФ, озвучивалось предложение перейти всем российским компаниям на стандарты Института нефтегазовых технологических инициатив (ИНТИ).

Многие из стран ближнего зарубежья и постсоветского пространства уже входят в совет ассоциации ИНТИ, и в текущей ситуации это дает нам возможность не только поддерживать партнерские отношения с ними, но и оперативнее выходить на рынки других стран: Объединенных Арабских Эмиратов, Южной Африки, Индии и Ирака.

- "Уралхиммаш" уже получил заключение о соответствии системы менеджмента качества стандартам ИНТИ и разрешение на использование монограммы для емкостного оборудования. Что будет дальше?

- Всё верно, в конце ноября предприятие завершило отгрузку первой емкостной продукции завода, на которую нанесена полученная монограмма. Три комплекта пробкоуловителей изготовлены для обустройства Ковыктинского газоконденсатного месторождения в Иркутской области.

Помимо этого, в сентябре 2023 года мы заключили рамочный договор с ИНТИ по проведению испытаний оборудования, запчастей, а также иных предметов, материалов и веществ, что превращает нас в один из испытательных центров ИНТИ и поставщика услуг. Другим будущим направлением нашего взаимодействия является участие "Уралхиммаша" в разработке стандартов СТО ИНТИ для шаровых резервуаров, на производстве которых в том числе специализируется наш завод.

- Какие планы у предприятия на 2024 год?

- В рамках международного сотрудничества мы продолжаем расширять свое присутствие, увеличивая пул поставщиков как из развитых, так и из развивающихся стран. Кроме того, осваиваем локализацию производства оборудования на дружественных территориях. Этому помогают оффлайн-коммуникации на международных мероприятиях. Так, например, итогом участия в одном из них - выставке ADIPEC'2023 - стало соглашение о совместной квалификации в крупнейшей нефтегазовой компании Ближнего Востока в связке "вендор-изготовитель". Предполагается частично локализовать производство на площадке вендора. А благодаря работе ИНТИ по одобрению разработанных им стандартов на оборудование крупнейшими нефтегазовыми заказчиками дружественных регионов мы сможем в ближайшем будущем участвовать в их тендерах.

- Какие инвестиции закладываете в программу модернизации на этот год?

- Общий объем планируемых инвестиций составит порядка 1 млрд рублей. Так, на производственной площадке в городе Глазов будут заменены кромкострогальные станки. На заводе в Екатеринбурге запланирована покупка пяти токарно-обрабатывающих центров с числовым программным управлением. В сравнении со своими предшественниками новые центры быстрее, обладают более широким функционалом. Также планируется замена пескоструйной палатки, гидростенда, дробеметной установки и дробеструйной камеры. Все эти процессы мы планируем завершить к концу 2024 года.

Но заводу уже больше 80 лет, поэтому, кроме инвестиций в новое оборудование. необходимо постоянно проводить ремонт кровли, полов и так далее. Много чего нужно. Всеми этими вопросами мы занимаемся.

Одним из приоритетных направлений для нас является развитие корпоративной культуры, возрождение традиций. Многое из того, что кажется новым, когда-то уже реализовывалось. Например, легендарный директор "Уралхиммаша" Виктор Матвеевич Макаров, возглавлявший завод с 1960-х годов, обратил внимание на то, что взлеты и падения производственных показателей тесно связаны с социальными вопросами. Проще говоря, чем активнее вовлечены уралхиммашевцы в общественную жизнь предприятия и лучше условия их труда, тем выше результат. В этом я целиком и полностью согласна с Виктором Макаровым. Завод меняется, люди меняются, завод живет!


Источник: www.interfax-russia.ru