На Комиссии РСПП по химической промышленности обсудили вопросы оптимизации транспортно-логистической отрасли


23 марта в стенах Российского Союза промышленников и предпринимателей состоялось совместное заседание Совета РСХ и Комиссии РСПП по химической промышленности. Центральной темой обсуждения стал вопрос оптимизации логистических поставок химической продукции как внутри страны, так и на ее экспортных направлениях. В дискуссии приняли участие более более 70 предприятий химотрасли , крупные отраслевые объединения– Ассоциации « Центрлак» , «Русхлор», РАПУ, представители РЖД и Минтранс, делегаты профильных комитетов РСПП по транспорту и логистике, крупные перевозчики химических грузов.

     «Благодарю всех, кто присоединился к нам для обсуждения важнейших вопросов транспортной сферы, стоящих сейчас перед предприятиями химической отрасли. Конечно, данные вопросы в повестке нашей работы возникли не вчера. Мы много лет регулярно проводим в РСХ очные и онлайн- встречи, где сообща, в динамике происходящих в мире событий, вырабатываем подходы к меняющимся условиям перевозки химических грузов, рассказываем о цифровых и технологических новинках», - произнес, открывая заседание, Президент Российского Союза химиков Виктор Иванов. По его мнению, сегодняшняя крайне сложная ситуация требует системных и скоординированных решений со стороны основных регуляторов - Правительства, Минтранса, а также операторов железнодорожных и морских грузоперевозок. « Наша с Вами Комиссия, всегда носит прикладной характер, и сегодня должна предложить разумные механизмы гармонизации взаимодействия всех участников дорожно-транспортной системы России: регуляторов, грузоотправителей важнейшей химической продукции и ключевых перевозчиков продукции химпрома», - отметил Виктор Иванов.

      «Вопрос оптимизации транспортных перевозок в текущих реалиях был затронут на многих форумах в рамках состоявшихся Недель российского бизнеса. Здесь ключевые задачи – обеспечить развитие инфраструктуры и при этом не допустить увеличение финансовой нагрузки на бизнес. При этом если в отношении экспортных перевозок уже подготовлены предложения по увеличению максимального размера транспортной субсидии для организаций всех отраслей промышленности до 500 млн руб. и до 1 млрд рублей для отдельных товарных групп из числа наиболее пострадавших секторов, то для внутрироссийских перевозок подобных субсидиарных программ не предусмотрено», - подчеркнул в ходе своего выступления вице-президент РСПП Александр Мурычев.

     Для иллюстрации непростой и подчас крайне противоречивой ситуации он привёл ряд актуальных примеров простоя до 3-х месяцев важных химических грузов. Чуть позже благодаря СМИ стало известно также о вопиющих фактах нарушения прав грузоотправителей со стороны международных перевозчиков. Так, например, OOCL Logistics, управляющая флотом из 70 контейнеровозов, на днях перестала отгружать во Владивосток со своих складов в Шанхае и Шэньчжэне уже оплаченные товары. В качестве причины отказа в компании назвали санкции. « В бездействии не появятся конструктива»,- считают в Российском Союзе химиков.

     С ключевым докладом по теме от Российского Союза химиков выступил вице-президент РСХ Евгений Синяков. «Несмотря на имеющиеся сложности, химические предприятия успешно продолжают выпускать свою продукцию и ищут новые пути для ее реализации», - отметил он. Не желая объять необъятное, главный вектор работы РСХ в сфере химической логистики был и остается прежним - поиск совместных решений для более эффективного товародвижения химической продукции. В числе приоритетов - решение задач, возникающих в процессе транспортно-логистической деятельности компаний химпрома. В частности, речь идет об адаптации к особенностям внешней торговли, имеющимся мерам поддержки бизнеса, развитию внутриотраслевой кооперации по целому спектру вопросов, технологическим и цифровым решениям хранения, транспортировки особо опасных и опасных химических грузов и др. Отмечая успехи Российского Союза химиков по обозначенному направлению, Евгений Синяков акцентировал внимание присутствующих на работе Комиссии в рамках обобщения успешного опыта грузоотправителей химической продукции, а также взаимодействия с перевозчиками химгрузов в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств

 « Сегодня благодаря тесной связке с ассоциациями и компаниями отрасли у РСХ сложилось понимание, какие шаги можно и нужно предпринять, чтобы помочь нашим предприятиям найти выход из сложившейся ситуации без потерей и дополнительных рисков», - отметил он. После сказанного вице-президент поблагодарил за слаженную работу и конструктивную обратную Союз переработчиков пластмасс ( СПП), Ассоциации «Росхимреактив» и «Центрлак», а также компании химотрасли - АО «Пигмент», ООО «Хома», ООО «РусВинил», ООО «Листерра», ЗАО «НПК ЯрЛИ», ООО «ЩекиноАзот», АО «ОХК «Уралхим», ООО «Химпартнеры», «Сибур-Холдинг», АО «Апатит», ПАО «КуйбышевАзот», АО «Метафракс»и др. В частности , вице-президент РСХ обнародовал результаты опроса компаний химкомплекса по самым острым транспортно-логистическим задачам . В числе первоочередных мер стабилизации ситуации на рынке химической логистики - необходимость улучшения качества сервисов доставки химической продукции через инфраструктуру Дальневосточного федерального округа, с также наращивание объемов поставок химической продукции по данному направлению. Кроме того, производители химической продукции считают крайне важным поддержание в работоспособном состоянии имеющихся в России промежуточных хабов перевалки химической продукции. Говорят о том, что невозможно представить полноценного развития без обеспечения функционирования системы параллельного импорта в отношении ввоза в страну химической продукции и оборудования из Европы с использованием схем перегрузки/перецепки на границе. В топ-6 волнующих химическую отрасль проблем - отсутствие в стране отечественного танк-контейнерного парка для перевозки химической продукции. С подробными результатами Опроса можно ознакомиться здесь: https://digitalchem.ru/23-03-23/

« Говоря о строительстве первого в России терминала по перевалке аммиака и азотных удобрений в Тамани, целесообразность строительства которого не подвергаем сомнению , мы просим рассмотреть создание подобных терминалов в европейской части России и по другим продуктам тоже. Наличие у Минпромторга привлекательных мер поддержки и в целом общей координации строительства специализированных химических терминалов могло бы стимулировать интерес предприятий к совместному развитию инфраструктуры, например, в формате государственно-частного партнерства. В данном случае мы рассчитываем на квалифицированное мнение и Российской ассоциации производителей удобрений», - заключил вице-президент РСХ Евгений Синяков.

Свои комментарии по существу вопроса и выступления по теме на заседании также представили исполнительный директор Ассоциации «Русхлор», вице-президент РСХ Борис Ягуд, директор по логистике компании «ЕВРОПАК» Анна Усачева, руководитель по закупкам логистических услуг ООО «СИБУР» Иван Капцов, директор по логистике «ПроПартнерс Груп» Мария Суслонова, президент Национального Исследовательского центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, директор Центра по внешней торговле при Минпромторге России Константин Ким, директор по комплексным транспортным проектам Центра Экономики Инфраструктуры, член Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре Кирилл Тюленев .


Татьяна Петрова, вице-президент РСХ по работе со СМИ и общественными организациями