Будущее логистики химического рынка России: экосистемность, гибкость и адаптивность


В конце прошлой недели практически синхронно прошли два ключевых события в химической отрасли. Одно объединило отечественный бизнес во главе с химическими гигантами «СИБУР» и «ФосАгро» в попытке осмыслить и философски, и в категориях производства, а также человеческих ресурсах и критериях эффективности новую эпоху COVID-19. Другому событию предрекают судьбу спускового механизма самых стремительных и основательных трансформаций как в отрасли, так и в новой реальности, границы которой нам только предстоит осмыслить. Речь идет о саммите «Бизнес после пандемии», а также 14-ой конференции Российского Союза химиков «Логистика химического рынка России Chemologic-2020». Примечательно, что точкой пересечения столь непохожий по содержанию мероприятий стал тезис о необходимости сохранения и совершенствования логистических цепочек в организации непрерывной работы стратегических объектов большой и малой химии, главным образом внутри собственной страны.Вот и получилось, бизнес сказал - «надо», логисты ответили – «сделаем»!

PHOTO-2020-04-14-22-05-00.jpg


Другая реальность - другие правила

Конференцию логистов «Chemologic-2020» открыла Мария Иванова, первый вице-президент Российского Союза химиков. Она говорила о полимерном будущем России, о неизбежной трансформации рынков, о роли логистической индустрии в быстро меняющемся мире, а также о том, что осложнения, связанные с передвижением и работой на внешних рынках создают правильный прецедент для реализации накопившегося потенциала на внутреннем рынке. По мнению спикера, работа логистов в едином тандеме с химическим бизнесом может быть весьма продуктивной: отечественный химпром обладает всеми качествами, позволяющими ему « стать пилотным драйвером новой логистики в условиях нового времени». Кроме того Мария Иванова призвала участников конференции не стесняться работать напрямую с Союзом химиков и компаниями, а также избирательно подходить к источникам информации при создании подходов и проектов. Наиболее продуктивным в развитии логистики, по мнению первого вице-президента РСХ, может стать «синтез наработок, учитывающий технологические цепочки взаимодействия от сырья до конечной продукции». Открывая конференцию ее бессменный программный директор Евгений Синяков отмечал: «Новая реальность создала для всех участников химического рынка
новые вызовы, которые могут стать явными точками роста и логистической индустрии, и химии в целом».

Вирус.jpg

Международный опыт поучителен, но не панацея

Директор по транспорту и логистике Cefik Йост Нассенс рассказал об опыте мобилизации сил Евросоюза по борьбе с коронавирусом. Стремительность распространения инфекции ломала все планы, у соседствующих государств были сложности и абсолютно разные по объемам и сложности исполнения подходы к вопросам транспортно-логистических услуг: одни государства ограничивались термометрией, вторые при пересечении границы требовали соблюсти полный карантин. Таким образом, распространившийся на Европу эффект домино основных регуляторов применительно к транспортировкам химической продукции сделал зависимым всех от каждого и практически обвалил всю европейскую логистику. Скоро стало ясно, что создавшийся коллапс сам собой не пройдет, остроту ситуации нужно снимать обоюдными договоренностями и общими подходами.

 «50-ти километровые пробки на границах? Вы можете себе представить! Полный разрыв технологических цепочек, катастрофическая нехватка сырья и водителей, с которыми и до вируса были большие проблемы…. В одночасье, мы потеряли все конкурентные преимущества, которые нарабатывали годами», - рассказал спикер. 

       В результате, только четкий и сбалансированный операционный подход, основанный на прозрачности и эффективности регламентов транспортировки химии, позволил выработать для подобных грузов специальный статус жизненно важной продукции, сняв мыслимые и немыслимые барьеры. И Европейским Совет химической промышленности сыграл в этом не последнюю роль. 

«Каждую очередную инициативу предлагая национальным властям, Cefic тщательно продумывал, четко понимая, что устоявшаяся система производства немыслима без свободы передвижения. И, кроме того, требует наличия всех звеньев этой единой цепи: от сырья до этикетки», - пояснял эксперт по европейскому транспорту и логистике. 

      В связи с озвученным, были сформулированы базовые правила обеспечения безопасности транспортно-логистических перевозок химической продукции и сырья. Во-первых, для водителей были организованы места отдыха с едой и водой. Во-вторых, начала системную работу специальная информационная служба, сообщающая о ситуации с распространением коронавируса по Европе , а также о загруженности основных транспортных магистралей. Эффективными мерами, по словам Йоста Нассенса, стали практика организации выделенных зеленых коридоров для грузового транспорта, а также требование использования единого языка на границе – английского. Показал свою абсолютную адекватность ситуации, а также максимальную безопасность в условиях эпидемии ж\д транспорт. Рабочая группа Cefic сумела оперативно снять всевозможные барьеры, связанные с этим видом транспортировки
химической продукции, сырья, расходных материалов для медицины. Диалог по этому направлению выстраивался Cefic, главным образом, с Правительствами стран Евросоюза, а также комиссией Евросоюза. 
       Весьма показательным стал опыт работы на территории Венгрии, где максимально оперативно была разгружена трансевропейская сеть, а также стали работать в нормальном пропускном режиме коридоры отдыха для водителей. Со временем, была создана Кординационная группа ЕС по COVID-19,которая совместно с Cefic пересмотрела на период пандемии нормативы труда для водителей, продлила действующие разрешения для перевозки, а также паспорта грузов. Эти меры уже в короткие сроки привели почти к полной разгрузке пограничных пунктов досмотра и согласования грузов. Все обозначенные меры привели к гармонизации перевозок, а cefik стал « настоящим мостиком для выстраивания рабочих диалогов транспортных групп компаний и логистов».

 «Главный урок на будущее, который мы вынесли применительно к транспортно-логистической индустрии ЕС, это важность обмена достоверной информацией и необходимость применения объемной цифровизации», - отметил в заключительных репликах Директор по транспорту и логистике Cefik Йост Нассенс.

   Кроме того,он пояснил, что бесконтактные автоматизированне системы, а также мобильные приложения  стали хорошим базовым правилом в организации наиболее эффективных в пандемию ж\д и
интермодальных перевозок.

PHOTO-2020-04-14-22-07-57.jpg

EC после пандемии: экопланы и проекты 

    Интересный обзор основных тенденций по антивирусной глобальной повестке международной химической промышленности сделал вице-президент Российского Союза химиков Игорь Кукушкин. В свете вспышки мировой пандемии коронавируса в ЕС логистика и химическая тема оказали значительное влияние на закон о климате, в него вошли стратегии устойчивого развития химических веществ и экономические последствия COVID-19. Ожидается, что в рамках политического пакета мер по обеспечению свободной от токсичных веществ окружающей среды в третьем квартале 2020 года будет опубликована Стратегия устойчивого развития в области химических веществ. Главные ее положения должны не только сфокусировать внимание всех интересантов на опасных химических веществах, но и «увязать эту тему» с устойчивостью развития, циклической экономикой, а также цифровой повесткой дня химической промышленности. Кроме того, Европейским Советом химической промышленности был скорректирован общий и принципиальный подход в отношении химической продукции и сырья, необходимых для обеспечения непрерывности критических поставок медицинских изделий, защитных средств, питьевой воды, продовольствия. Новая промышленная стратегия Европы, которая включает новую стратегию МСП, в ближайшее время должна обеспечить соблюдения единого рынка и снять все возникшие барьеры. Из-за вспышки коронавируса тема BREXIT постепенно ушла из активного обсуждения, как впрочем, и выход Великобритании из Европейского союза. 2-й раунд торговых переговоров между ЕС и Великобританией в настоящее время приостановлен. Под вопросом остается и членство Великобритании в ECHA. Новый план действий по циркулярной экономике представляет собой коммуникацию, объявляющую набор из 34 действий, распределенных по 7 ключевым областям.

 « По сути это идеология cefik на ближайшую перспективу, и она охватывает предложения в области законодательства о химических веществах, продуктах и отходах. В рамках нового плана действий можно выделить меры, которые были объявлены для обеспечения того, чтобы циклическая экономика уменьшила давление на природные ресурсы и стала предварительным условием для достижения цели климатической нейтральности к 2050 году и прекращения утраты биоразнообразия»,- заключил Игорь Кукушкин, Вице-президент Российского Союза химиков.

      По мнению спикера, инвестиционно привлекательным по-прежнему будет китайский рынок химической промышленности, заключающий в себе более 50 % всех мировых мощностей по производству сырья и промежуточных продуктов, а также российский, если сумеет мобилизовать весь потенциал логистики производств и транспортировок».

Золотой век логистики не за горами

      Руководитель практики «Стратегия» Андрей Скорочкин начал свое выступление с афоризма: «Успех - плохой учитель, поскольку внушает умным людям мысль о том, что они не могут ошибиться». Применительно к отечественным игрокам логистического рынка он обозначил ключевые сложности – попытки решать нелинейные комплексные проблемы, используя старые линейные методы, а также необходимость более гибкого, в том числе и цифрового подхода к вопросу создания и развития новых логистических цепочек. Акцентируя внимание слушателей на новых принципах работы индустрии, в частности на сайнтифик фьючер менеджмент и KPI, Андрей Скорочкин в привычных для логистов категориях рассмотрел самые распространенные операционные модели, которые претерпели значительные изменения по причине пандемии COVID-19, охватившей почти все континенты. Одной из первых из-за введения существенных ограничений на ограничение передвижения и начавшиеся в мире трансформации прореагировала транспортная логистика. По наземному транспорту произошло увеличение срока доставок почти на 10%, рост тарифов до 48 % и снижение объема перевозок до 50 %. Ввиду запретов авиаперелетов по ключевым логистическим направлениям дало о себе знать глобальное
падение авиаперевозок. Из-за снижения объёмов доступных судов произошло существенное снижение морских перевозок. Далеко не везде оправдали себя ж/д перевозки. 
      Новая реальность требует от логистических компаний создавать конкурентные преимущества, основываясь на способности предвидеть, оценивать и реагировать на рыночную неопределенность. Меняющуюся парадигму взаимоотношений с поставщиками и собственную эффективность при этом лучше всего рассматривать через призму кризисной цифровизации, а также возможностей усиления контроля за перемещениями людей и грузов и потенциала в организации совместных с поставщиками прогнозирования и планирования по части конкретных доставок и поведения основных игроков на рыке тех или иных грузоперевозок. 
«SRM позволяет сфокусироваться на важнейших для бизнеса и поставщика задачах, выстроив индивидуальные стратегии работы с ними»,- отметил Руководитель практики «Стратегия» Андрей Скорочкин.
    Кроме того, в свете возникших транформаций всех социальных установок, логистика, по мнению спикера, открывает для себя новую страницу эволюции – своеобразный золотой век, куда могут войти в статусе лидеров только технически подкованные компании с гибким мышлением.

       Директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода уже сейчас видит существующие предпосылки для бурного развития танк-контейнерных перевозок. На фоне зависимости экономики от внешних шоков и коронавируса мировой парк танк-контейнеров «будет расти опережающими темпами». Достоинство подобных перевозок даже в сложный период пандемии сумели оценить даже в краткосрочной перспективе отечественные экспортеры фосфорных удобрений. 

«Объективности ради, весь потенциал подобных перевозок пока не реализован в России, но это дело времени»,- убежден эксперт. 

« Мы видим, что химическая отрасль растет быстрее, чем экономика, и она менее восприимчива к кризисам. Тенденция сохранится в будущем. Согласно национальному проекту «Экспорт » поставки на внешний рынок химической продукции к 2024-ому году должны достичь 38 мрд. долл. Считаю, что апеллируя к танк-контейнерным перевозкам, логисты смогут не только запустить цифровизацию в полном объеме, но и успешно развить сервисные предложения, создавая оптимизированные и конкурентоспособные сетевые транспортно-логистические системы», - заключил Директор Центра
экономического прогнозирования Газпромбанка Кирилл Никода.
PHOTO-2020-04-14-22-04-49.jpg

       Его коллега, директор Центра «Стратегического развития логистики», заместитель председателя Комитета РСПП по международному сотрудничеству (подкомитет по транспорту и логистике) Олег Дунаев в качестве новых источников конкурентных преимуществ склонен рассматривать не отдельные категории «лучшее качество» или «более низкая цена», а системообразующие факторы и состоятельность предлагаемой бизнес – модели в координатах общего охвата транзакций и кастомизации предложения, а также доступных для понимания логике базовых ценностей и ее монетизации.

 « Цифровая трансформация бизнеса на химическом рынке обозначила необходимость перехода к новым инновационным бизнес-моделям, которые предстанут в виде функциональных операционных платформ, представляющих собой замкнутые экосистемы полного цикла проектно-производственно-сбытового обслуживания»,- отметил в своем выступлении Олег Дунаев. 

    По его мнению, хорошее будущее ожидают компании, обладающие глобальными бизнес-сетями с четко выделенными организационными инновациями и автоматизированным управлением, в которых скорость и качество сетевого взаимодействия «будут реализованы на хорошем и очень достойном уровне». 
     Общими трендами развития высшей лиги химической промышленности должны стать переход от линейной к «платформенной» бизнес-модели компаний, развитие сетевой логистики производителей, поставщиков, потребителей, а также усиление направления международной кооперации по созданию добавленной стоимости в глобальных производственных цепочках, торговле химической продукцией, а также в реализации глобальных социальных инициатив наподобие Responsible Care, ориентированных на экологию и безопасность производства и развития промышленности.
OfLogo.JPG
      Эту мыль в своих выступлениях удачно продолжили Руководитель отдела R &D Михаил Ажищев «Косметик ВИА» и доцент кафедры ЮНЕСКО « Зеленая химия для устойчивого развития» РХТУ им.Менделеева. Анна Макарова. Михаил Ажищев рассказал о реализации принципов ответственной заботы в рамках дистрибьютерского бизнеса на примере собственной кометической компании. В свою очередь, Анна Макарова провела презентацию инструментов бенчмаркинга, эффективных в области оценки экологической безопасности и охраны здоровья.

Волнующие перспективы ж/д-перевозок и проблемное поле Шрёдингера

В сложный переходный период транспортно-логистическим компаниям на помощь придут практики внедрения малобюджетных и высоконадежных технологий, на пример, в ж/д перевозках,- убежден Иван Короткевич руководитель направления «Уралхим-Транс». За весьма непродолжительное время авторитетная компания Российского Союза химиков и крупнейший отечественный минеральных удобрений сумела создать уникальный инженерный центр, позволивший компании не только существенно сократить объемы операционной нагрузки при транспортировке производимой продукции и связанные с ними затраты, но и оптимизировать всю транспортно-логистическую инфраструктуру за счет трансфера
передовых технологий, а также внедрения собственных уникальных решений по ж/д перевозкам.
        Директор подразделения «Сименс мобильность» Юрий Смагин также в своем выступлении развивал тему перспективности ж/д направления в транспортно-логистической системе химического комплекса. В помощь экспертам рынка, по мнению спикера, уже в ближайшее время должны прийти технологии дополненной реальности в управлении локомотивом, система управления ж/д парком на основе облачных технологий «Railigent» и др. Уже сегодня программные цифровые продукты «Siemens» применительно к логистике позволяют создать не только эффективные центры управления и обслуживания железнодорожными активами компаний, но и своевременно и предупредительно получать подтверждение его готовности, а также достижения KPI.
      На абсолютную универсальность в техническом смысле претендовали технологии, реализованные в прицепах-погрузчиках, повышающих производительность и сокращающих расходы. О них логистам рассказал Заместитель директора по развитию StellBro Дмитрий Бавтрук.
       Не обошли участники встречи и тему работы с «грузами Шрёдингера» или опасными, но условно неопасными грузами. Сергей Тарарин осветил существующие проблемы при перевозке опасных грузов морским транспорте.
 «Существующий правовой вакуум и двойные стандарты в понимании перевозимой химии создают существенные осложнения всем участникам транспортировки и особенно непосредственным перевозчикам»,- отметил спикер.

       Практико-правовую тему успешно продолжила ведущий аудитор ISO 9001, SQAS -оценщик и консультант по вопросам безопасности при перевозках опасных грузов (ДОПОГ / МПОГ) Боряна Милушева . Она рассказала о принципиальной разнице SQAS и ИСО, а также о перспективах в работе, которые отрываются благодаря их внедрению на предприятии.

Материал подготовила Татьяна Петрова,
Пресс-секретарь Российского Союза химиков