Мысли о REACH из России

Новый европейский регламент по безопасности химических веществ REACH в процессе его изучения, работы с ним, взаимодействия с предприятиями и государственными органами вскрыл довольно серьезные проблемы, как в отрасли, так и во взаимоотношениях бизнеса и власти. Сложности, а если точнее полное непонимание или нежелание, по проведению каких-либо плановых изменений по созданию баз данных веществ, содержащих информацию об их свойствах, опасности и безопасности, маркировки и т.д. приводит к тому, что исследования, проводимые российскими компаниями, будут аккумулироваться в Европе. Россия, в свою очередь, на данной стадии по этому вопросу не хочет проявлять никакой заинтересованности.

Возникает интересный вопрос: Россия это кто?
По нашим подсчетам на имя премьер- министра РФ было направлено около десятка писем. Если судить по ведомственным цепочкам прохождения писем, то вопросами, связанными с законодательством REACH, занимаются Минпромэнерго, Минэкономразвития и Министерство иностранных дел. По теме же вопроса – токсикологические исследования веществ это прямая ответственность Минздравсоцразвития.
Возникает ощущение, то ли письма особо не читали, то ли мнение бизнеса особенно никого не интересует, «скажите спасибо, что вообще рассматриваем». На все наши обращения в Минздравсоцразвития никто не проявил никакой заинтересованности. При обсуждении вопросов, касающихся законодательства REACH, сотрудник министерства отослал нас к Роттердамской конвенции, или как говорится по-русски, подальше.

Российский Союз химиков как отраслевое объединение с самого начала понимал последствия принятия системы регистрации REACH в Европе, поэтому первый забил тревогу. Для большего охвата промышленной среды к нам подключились всероссийские объединения «Деловая Россия», РСПП, ТПП РФ.
Проводимые круглые столы, семинары, конференции первые полгода 2007 года были посвящены организации «ликбеза» для предприятий, госорганов, себя любимых. В дальнейшем появилось понимание процессов, которые инициирует и приводит в движение пресловутый европейский REACH.

Основные принципы REACH можно сформулировать так:
·   за все отвечает и платит производитель;
· непрерывный, постоянный принцип ответственности

Основные призывы REACH направлены на повышение транспарентности компаний (включая обмен информацией; гласность, открытость информации); на замену веществ, представляющих опасность для человека.

Последовательность разработок, внедрения программ устойчивого развития, т.е. добровольных инициатив принятых на себя компаниями, порождают появление обязательств в мире, таких как REACH, СГС, Киотский протокол, Монреальские соглашения. С другой стороны продолжают развиваться программы, являющиеся добровольными - Product Stewardship, Responsible Care, Green Chemia и многие другие.
Необходимо всячески способствовать участию российского бизнеса в программах устойчивого развития, так как нынешние и будущие инициативы международных политиков направлены именно в этом направлении.
Заявленная гармонизация российского законодательства с международными законами требует, в первую очередь от власти, всестороннего изучения международного опыта, обсуждения данного опыта на всех уровнях общества. Основное отставание от развивающихся стран идет в нежелании ставить вопросы перед обществом, отсутствием обратной связи и в ряде случаев не замечанием реальных процессов происходящих в мире. И это в первую очередь касается REACH.

В ФЗ «О техническом регулировании» основной целью принятия закона указана гармонизация российского законодательства с международными, особенно, европейскими системами сертификации. Следовательно, основные принципы REACH в ближайшем будущем должны появиться и в наших технических регламентах.
Стратегиями развития различных отраслей промышленности, разработкой этих документов, в последнее время, занимается весь здравомыслящий бизнес страны, чиновники Минпромэнерго, к работе применяется новомодный в мире принцип Форсайта, а результаты очень сомнительны, нет стыковок с международными трендами развития промышленности, я уж не говорю о межотраслевых балансах.
Если Россия избрала такой путь развития, то никуда чиновникам не деться, придется сейчас (что проще) или потом (что как всегда) развивать принципы устойчивого развития страны.
Я думаю, что развитие страны, особенно устойчивое - это основное желание абсолютного большинства населения страны, ее президента, бизнес элиты. Давайте убедим себя в этом и пойдем по этому пути, а не будем искать во всех мировых инициативах дискриминацию к России. Внедрение REACH в ЕС - это серьезный многовекторный путь развития промышленности в Европе, и, конечно же, бизнес больше других является противником внедрения этих процессов. Проще зарабатывать деньги, не обращая внимания на экологию, охрану труда, и все остальное, что отвлекает и не приносит прямой выгоды, но эти принципы умерли давным-давно, и сегодня стало необходимо говорить про заботу о человеке, проявлять беспокойство об окружающей среде. Обидно, что в ряде стран это - необходимость, а в ряде - это просто модные названия, красивые, очень актуальные, которые везде можно заявлять, но при этом, не предпринимая ни чего «пока сильно не прижало».

Зная ведомственные позиции некоторых министерств, можно сказать, что - REACH - это торговый барьер, поэтому необходимо вначале создать (доделать или изобрести) российский регламент, разобраться с международной сертификацией российских лабораторий, потом еще почесать, где чешется и только после этого говорить о том, как жить и работать российским предприятиям, подпадающим под европейскую систему регистрации.
Рассматривая REACH, нам необходимо взять, хотя очень не хочется, реальное зерно, на котором строится регламент, серьезнейшим образом обратить внимание на ограничения торговли с ЕС, найти возможность на государственном уровне оказать помощь предприятиям, экспортирующим в Европу, и другим участникам рынка участвующим в цепочке поставок.
С 2004 года Российский Союз химиков (РСХ) проводит политику по минимизации последствий принятия регламента REACH в ЕС. Активно идет работа по разработке технического регламента «О безопасности химических веществ» (нынешнее название ФЗ) и его гармонизации с международными системами СГС и REACH.
На данный момент озвучены и подняты на государственный уровень вопросы международной сертификации российских лабораторий по системе GLP, разработано Соглашение об обмене информацией между Россией и ЕС. И, наконец, в 2007 году РСХ вошел в международную программу Responsible Care, основную программу международных химических компаний мира по ответственному отношению бизнеса к вопросам экологии, охраны труда, безопасности и здоровья человечества.
Все это позволило убедить лидеров мирового сообщества в области производства химических продуктов, нефтехимии, нефтепереработки, производстве минеральных удобрений, фармацевтике в серьезности наших намерений.

На ежегодном заседании Международного Совета химических ассоциаций (ICCA), после соответствующего доклада представителя страны, Россия, в лице Российского Союза химиков была принята в лидер группу стран, участвующих в программе Responsible Care (Ответственная забота) и вошла в Международный Совет через комитет LGRC ICCA.
На фоне вступления России в международную семью химических компаний в 2007 году было отказано Китаю и странам Среднего Востока (ОАЭ, Катар и др) по причине недостаточной подготовленности.
Реализацией регламента REACH в ЕС занимается Европейское химическое агентство - государственная структура, базирующаяся на принципах самоокупаемости. Данное агентство располагается в столице Финляндии, городе Хельсинки, исполнительным директором, возглавляющим агентство, является представитель Бельгии Гирт Дансет. Таким образом, Хельсинки становится химической столицей европейских стран.
В начале этот процесс не нашел поддержки у столичных жителей, так как возможное ухудшение экологической обстановки, в одной из самых благополучных, по этому критерию, европейской страны, испугало общественность, даже было организовано движение несогласных. В дальнейшем же прояснилось, что агентство планирует работать только с базами данных, без строительства исследовательских центров. Этот факт успокоил общественность, которая постаралась воспользоваться своим преимуществом, создав несколько государственных программ в области химической промышленности.
Одна из них Хельсинки REACH центр, взяв на себя вопросы государственного информационного центра для промышленности Финляндии по вопросам подготовки предприятий к REACH, объявила о желании данного центра, работать как консалтинговый центр для предприятий из третьих стран (определение в REACH для стран не входящих в ЕС).
Компании- экспортеры из третьих стран (США, Китая, Канады, Японии, Республики Корея) совместно с европейскими партнерами уже ведут активную работу по подготовке к регистрации химических веществ, смесей, полупродуктов, изделий поставляемых ими в Европу. Более того, отдельные компании разрабатывают инвестиционные стратегии, или уже работают с ними, по коммерциализации собственных решений в области подготовки REACH, в том числе, предусматривающие в будущем возможность продажи прав пользования собственными сертификатами новым трейдерам однотипной химической продукции.
1 июня 2008г. новый регламент Европейского Союза по регистрации, оценке и сертификации, функционирующих на территории ЕС химических веществ - REACH вступает в силу.
Регламент вводится с целью обеспечения высокого уровня защиты здоровья населения, охраны окружающей среды, повышения конкурентоспособности промышленности стран-членов ЕС. Она устанавливает принципиально новую систему контроля за оборотом химических веществ на территории ЕС путем ужесточения природоохранных требований к производству химической продукции внутри ЕС, ее размещению и использованию на европейском рынке, импорту из третьих стран.
В сферу действия регламента входят как отдельные химические вещества в свободной форме, так и химикаты, находящиеся в различных смесях или в изделиях.
Среди недостатков внедрения регламента отмечается высокая бюрократизация процессов оформления документов, значительные затраты на все процессы, связанные с подготовкой, исследованием и регистрацией веществ, увеличение стоимости продуктов (от 5 до 15 % от первоначальной стоимости), уменьшение сегмента дешевых продуктов (от 5 до 10% продуктов исчезнут с рынка), а, следовательно, уменьшение экспортных возможностей промышленности ЕС, перенос производств в другие страны, изменение рецептур и технологий в следствии замены ингредиентов поставляемых из третьих стран.
Основное достоинство - использование в производстве разрешенных веществ повысят безопасность продукта и, следовательно, он станет более качественным.

Европейская Комиссия оценила административные расходы на 11 - летний адаптационный период внедрения REACH в 2,3 млрд. евро., а непосредственные расходы предприятий, связанные с процессом регистрации и исследованием химических веществ, в 2,8 – 3,6 млрд. евро, допуская, что они могут увеличиться до 5,2 млрд. евро.
Российский экспорт продукции в ЕС, подпадающий под REACH, оценивается около 50 млрд. евро, из них на экспорт химической продукции относится около 6 млрд. евро. Остальная продукция распределяется между нефтяной и газовой, металлургической, цементной, бумажной и др. отраслями промышленности. цементной, бумажной и др.

Как ЕС внедряет регламент REACH?
Европа, на уровне пререгистрации опирается на базу данных под названием EINECS, где зарегистрировано около 100 тыс. веществ, из них в Европе в торговом обороте участвует 30 тыс. веществ. 2 тыс. веществ, имеющих оборот в ЕС, являются особо опасными. С помощью REACH ЕС намеревается: во-первых, ограничить оборот особо опасных и опасных веществ; во-вторых, провести многосторонние исследования веществ на степень их опасности. Таким образом, наступает пора по изучению веществ, которые окружают человека, на их безопасность.
Заметим для справки, не только изучение воздействия веществ на окружающую среду, но и изучение влияния веществ на человека. Перенося законодательные принципы, использующиеся в фармацевтике, косметологии, продуктах питания на химические вещества, REACH вводит свое понятие «вещества». Опять заметим, что используется понятие «вещество», а не «продукт».
В процессе дискуссии с европейскими экспертами на тему, что же является веществом, выяснились неожиданные вещи (в процессе разговора затрагивались вещества, не подпадающие под REACH, но интересные в качестве иллюстрации дискуссий в Европе). Например, вино – это вещество, а водка уже имеет иной состав и, скорее всего, будет определена как смесь. Обыкновенная вода – это вещество, имеющее невысокую степень опасностей. А газированная вода? Степень примеси газов в ней незначительна. А минеральная вода, да еще с добавками, сахар, ароматизаторы и т.д.? Количество вопросов не иссекает… Главное, в этих дискуссиях, до начала действия регламента, определить и поставить рамки, в которых будет происходить регистрация веществ.
Эта тема приобретает особую актуальность, когда речь заходит о нефти и газе. Экспорт нефти и газа занимает основные бюджетные статьи в экспорте России. Как же их рассматривает REACH? Нефтяные и газовые боссы, государственные мужи, которые давно с трудом выговаривают слово химия, довольно долго не понимали, какое отношение REACH имеет к ним, и, причем здесь понятие «химические вещества». У нас как всегда перекосы, то юристов и экономистов не хватает, то перебор. По определению REACH, природные вещества не подпадают под регистрацию, а нефть и газ – природные вещества. Ура, говорили же, не нужна нам Ваша химия. На первый взгляд, казалось бы, химический аспект проблемы отошел в сторону. Но европейцы дали свой ответ: в скважине нефть - природное вещество, а в трубе это уже иное вещество, подвергнувшееся определенному воздействию (химическому и физическому), очищению от примесей, воды, понижению сернистости, к тому же в трубе используется смесь различных сортов нефти. Таким образом, нефть и газ в трубах не относятся к категории «природных веществ». Возражаете, доказывайте, обосновывайте, готовьте документы и, пожалуйста, направляйтесь в агентство. Доказательством, что процессы, такие как, использование эмульгаторов при удалении воды из нефти, выщелачивании, возгонки, удалении ртути из природного газа и другие процессы не являются химическими, должны заниматься производители и импортеры. Европейские промышленные круги пытаются отстоять позицию по нефти и газу, дабы избежать регистрации этих продуктов; скорей всего определенный компромисс будет найден. Российские компании в переговорах не участвуют, поэтому одна из задач REACH – конкурентоспособность европейской промышленности - уже с успехом решается. МЭРТ пытался идентифицировать REACH , но не смог определить, каким барьером он является - торговым или интеллектуальным. На сегодняшний день умнейшие люди зациклены на вопросах вступления в ВТО и не замечают изменяющейся ситуации в законодательстве ЕС. Европа же решила изменить весь рынок, изменить правила торговли, правила оборота, планируется организация форумов по обмену веществ и информации, организация консорциумов по исследованию веществ и т.д. Таким образом, России давно пора включиться в проводимую работу по REACH, иначе мы рискуем оказаться в невыгодных условиях при вступлении законодательства в силу. Давайте, начнем действовать заранее, а то потом стыдно будет. На производителя ложится очень большая ответственность, так как совершенно ясно, что за ВСЕ ОТВЕЧАЕТ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ. Нам следует сейчас направить все внимание именно на производителя и всеми силами стараться ему помочь, иначе не только фармацевтическая промышленность перейдет на производство из субстанций. Мы можем потерять не только рынок конечных продуктов, но и полуфабрикатов. Далее я бы хотел остановиться на некоторых интересных фактах, связанных с REACH. REACH, в основном, нацелен на вещества, производимые и импортируемые в Европу, объемом более 1 тонны в год. Полуфабрикаты, поступающие на европейский рынок, имеют свое определение и подвергаются жесткому контролю, зато получают заметное послабление при оформлении регистрации.
Конечный продукт имеет специфическое понятие и определение, и не попадает под регистрацию. Участие в коммуникациях между производителями и последующими потребителями ОБЯЗАТЕЛЬНА. Каждый экспортер в Европу и производитель в ЕС обязан ОРГАНИЗОВАТЬ справочные листки данных, в которых должно быть представлено последующее потребление производимого продукта (вещества), должны быть описаны данные об опасных свойствах продукта. Теперь производитель должен обеспокоиться, где и как будет использоваться произведенный им продукт. И если производитель не даст разрешение на использование вещества по технологии использования у последующего потребителя, то последующий потребитель не имеет право использовать данное вещество по своему усмотрению – запрет. Таким образом, следует организовывать процесс обмена информацией с последующими и с конечными потребителями, отвечать своевременно на вопросы, реагировать на запросы.
Усилена ответственность по токсилогическим исследованиям на позвоночных животных. Обмен информацией по этим исследованиям обязателен. Если компания не хочет представлять данные, то для нее рынок в Европе закрыт. Все опасные вещества требуют получения дополнительного разрешения в агентстве или еврокомиссии. Также обязательным является предоставление информации по цепочке поставок. Безопасность по последующим исследованиям лежит как на потребителе, так и на последующих потребителях, и в итоге конечный потребитель - производитель конечной продукции должен представить полную картину исследований по требованиям REACH. Производитель же должен исследовать последующие потребления и дать разрешение или рекомендации потребителю (потребителям) по использованию произведенных им веществ, полуфабрикатов, смесей ит.д. Структурно требования различны в зависимости от степени опасности веществ, их оборота на рынке, и многих других факторов. Вводя определенные послабления на первичном этапе оформления документов по требованиям REACH, ЕС планирует постепенно ужесточать требования.
Разработчики RIP (рекомендации по выполнения REACH) подключили крупнейшие европейские компании в качестве экспертов по экспертизе принимаемых методик. Идет широкое обсуждение и отстаивание интересов различных групп промышленности. Недавно Европейское химическое агентство провело тестирование системы по подготовке отчета по химической безопасности (RIP 3.2 CSR/eSDS) между 8 крупнейшими компаниями (BASF, Ciba Specialities, DOW, Lyondell, 3M, Shell и др.), в результате только половина компаний смогла пройти полную тесты безошибочно, а другая половина сделала множество ошибок в тестовых заданиях и получила отрицательный результат.
Пререгистрация и в дальнейшем регистрация требуют от заявителя провести всесторонние исследования заявляемых веществ, смесей, продукции, где используются вещества. Необходимо пройти идентификацию вещества не только на его состав, наличие смесей, опасностей, тоннаж, но и последующее применение. А, это требует получение от вашего потребителя подтверждения на использование данного вещества. Вы или Ваш представитель должны иметь сценарий применения продукта. В зависимости от последующего потребления схема исследований может быть разной. Например, возьмем прямогонный бензин, который в дальнейшем в полном объеме будет поставляться на НПЗ в Европе для последующей перегонки в бензин. Если у вас есть подтверждающие документы, и вы гарантируете, что продукт (вещество) в процессе транспортировки будет изолирован от вредоносного использования, и есть строгий контроль не использования продукта на этапе поставки, то можно выбрать упрощенную схему регистрации.
Не правы те специалисты компаний, которые считают, что наличие исследований по европейским паспортам безопасности достаточно. Наличие этих данных хватает на подготовительный этап, на определение схемы исследований, сроков и цены по первому этапу работы по идентификации вещества. Компания BASF в середине 2004г. начала работы по идентификации своих веществ и в конце 2006г. полностью их завершила. В дальнейшем работа компании направлена на организацию диалога с клиентами, поставщиками, потребителями (брошюры, письма, интернет, семинары). Бюджет компании определен в размере около 50 млн. евро в год на стадии пререгистрации.

Как же структурно организована работа в Европе, в крупнейшей компании BASF?
Все, что связано с управлением продуктом, организацией исследований веществ, токсикологических исследований, экологической безопасности, программой Responsible Care – объединены в управление продуктовой безопасности, которую возглавляет Martin Kayser. Данное управление располагает двумя лабораторными комплексами - токсилогическим и экотоксилогическим, численность которых превышает 300 человек. Управление продуктовой безопасности занимается работой, связанной со всеми этапами разработки, исследования, тестирования, экспертизы и внедрения REACH в холдинге, а также организацией взаимодействия с партнерами, деловыми сообществами всех стран мира.
Возникает множество мыслей по поводу выбора спецпредставителя по регистрации веществ. Оформление документов по регистрации производит представитель, соответственно от его величины (количество работающих, объем производства) зависит регистрационный взнос. Импортер заносит данные представителя в таможенные документы. И самое главное, представитель получает данные и использует их в форумах и консорциумах, в отношениях с импортерами и последующими потребителями. Если представитель самостоятелен от производителя из третьей страны и получает регистрацию на себя, то Вы через некоторое время по данному продукту станете филиалом Вашего спецпредставителя в России.
CEFIC (Европейская ассоциация производителей химической продукции) получив право от Европейской Комиссии на разработку электронной платформы для организации форумов по обмену данных на вещества (Substance Information Exchange Forum (SIEF), объявил о создании электронной платформы REACH Ling, которая будет использоваться для организации форумов. В завершении хочется отметить, чем ближе приближается 1 июня 2008 года, а затем 1 декабря 2008 года, тем политические дискуссии вокруг REACH в России будут более активно разворачиваться.
Крупный бизнес поймет, что он уже проспал, государственные чиновники, что они вовремя не сообразили, где проблемы, мелкий и средний бизнес, анализировать, прекращать экспорт, умирать, или если повезет продать направление экспорта иностранному партнеру.
Европейский чиновник столкнется, скорее всего, с большими проблемами на внешних рынках со своим нежеланием работать с третьими странами по подготовке их к вступлению REACH. В общем, процесс всех ждет захватывающий и в дальнейшем разворачивающийся по различным направлениям (дипломатическим, административным, исследовательским и др.) с геометрической прогрессией.